Герб Владимирской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области
Третьяков Дмитрий Николаевич
Адрес
г. Владимир, ул. Луначарского, 3, офис 119
Адрес
+7 (4922) 52-40-29
Адрес
mail@rup33.ru
Адрес
rup33 Отправить жалобу Написать обращение

Итоги работы за 9 месяцев 2016 года

Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области подведены итоги работы за 9 месяцев 2016 года и проведен анализ обращений.

За период 2015-2016 год поступило 1403 обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области:

 

2015 год

2016 год

I квартал

299, в том числе общественная приемная

2014 года- 201

45

II квартал

69

179

III квартал

169

174

IV квартал

374, в том числе общественная приемная

2015 года- 194

94*

 

911

492

* - за октябрь 2016 года

Общественная приемная 2016 года.

14.11.2016  подведены итоги конкурса на заключение договора на оказание услуг по организации предоставления  313 консультаций по деятельности института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в рамках реализации мероприятия «Обеспечение деятельности центра поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Услуги будут оказаны до 20.12.2016 года.


            
Основные проблемы, затрагивающиеся в обращениях в 2015 году:

  1. Последствия завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, нежилых помещений, земельных участков).

В 2015 году к Уполномоченному поступило:

-  91 устное обращение субъектов предпринимательской деятельности по вопросу разъяснения правил оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства, вступивших в силу с 1 июля 2015 г.;

- 5 письменных жалоб по вопросу увеличения кадастровой стоимости земельных участков.

В целях информирования предпринимателей об изменениях в законодательстве, 10.09.2015г. в г. Владимир был проведен семинар «Кадастровая оценка стоимости объектов капитального строительства в 2015 году», организованный Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области и  Владимирским областным отделением «ОПОРЫ РОССИИ».

До участников семинара была также доведена информация о порядке внесения изменений в проект отчёта о кадастровой оценке зданий и помещений, подготовленного ООО «Центр менеджмента оценки и консалтинга» и размещённого на сайте Росреестра (до 17 сентября Росреестр принимал отзывы предпринимателей по оценке принадлежащих им зданий и помещений).

Мероприятие провели руководитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области Алла Матюшкина, представители управления Росреестра по Владимирской области,  председатель Владимирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ».

Программа семинара включала вопросы:

  1. О порядке оформления замечаний на проект отчета «Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, на территории Владимирской области по состоянию на 1.03.2015г.», подготовленного ООО «Центр менеджмента оценки и консалтинга» и размещённого на сайте Росреестра;
  2. Новые правила оспаривания кадастровой стоимости с 1 июля 2015 г.

В ходе семинара была выявлена проблема недостаточной информированности предпринимателей Владимирской области о способах защиты прав, связанных с внесудебной, досудебной и судебной защитой (Письмо Министерства экономического развития РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 декабря 2014 г. N 15-исх/15320-МС/14; глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Закон об оценочной деятельности).

По 5 делам в которых имеет место ошибка в следствии неправильного отнесения оценщиком земельного участка к группе разрешенного использования, Уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирской области были направлены соответствующие требования в муниципалитеты об устранении ошибок в отчетах в рамках гарантийных обязательств с указанием следующей процедуры:

  1. Внесение оценщиком (исполнителем), составившим такой отчет, или соответствующей саморегулируемой организацией оценщиков изменений в отчет.
  2. Внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
  3. Направление соответствующих документов в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, использование внесудебного способа устранение ошибки в отчете, посредством использования гарантийных обязательств по государственному /муниципальному контракту, позволяет предпринимателю избежать судебных расходов.

В качестве примера, можно привести дело по жалобе КФХ Суздальского района (жалоба ЕИС 33-00309-ОБ), которому Уполномоченным была оказана помощь в снижении кадастровой стоимости земельного участка.

КФХ в соответствии с договором аренды арендует у Комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района, на основании постановлении Главы Суздальского района, земельный участок площадью 15 360 кв.м., расположенный в Суздальском районе. На вышеуказанном земельном участке располагаются два здания картофелехранилищ, используемые предприятием для сельскохозяйственного производства: для хранения выращенной сельскохозяйственной продукции.

Арендная плата за использование данного земельного участка в течение 2008-2012 года начислялась Комитетом по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района исходя из использования его для сельскохозяйственного производства, что подтверждается расчетом арендной платы, согласованной сторонами в котором ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид функционального использования земель равняется 47,3 (в соответствии с Решением Совета народных депутатов Суздальского района от 26.01.2011 N 3 "О порядке определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Суздальский район" данный размер ставки применяется  к земельным участкам, предназначенным для сельскохозяйственного использования.

Однако с 1 января 2013 года, после проведения переоценки кадастровой стоимости, арендная плата стала начисляться по разрешенному использованию – «для производственных целей». В связи с ростом кадастровой стоимости данного земельного участка с 11 980 рублей 80 копеек до 5 339 443 рублей 20 копеек возросла арендная плата.

Обращение главы КФХ в органы государственной власти и местного самоуправления результатов не дали. Ситуация не разрешалась 3 года. Рос долг по арендной плате.

Уполномоченным было установлено, что ошибка произошла в следствие неправильного отнесения земельного участка к девятой группе «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Заявителю был предложен внесудебный способ разрешения ситуации:

  1. Внесение оценщиком (исполнителем), составившим такой отчет, или соответствующей саморегулируемой организацией оценщиков изменений в отчет ООО НПО «ГеоГис» от 18.10.2012 № 33-16 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2012 г.»  в части некорректного отнесения объекта недвижимости - земельного участка к девятой группе «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и изменение  на пятнадцатую группу: «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования»;
  2. внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости – Постановление главы администрации Суздальского района от 20.11.2012 г. № 2221;
  3. направление соответствующих документов в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Главе администрации Суздальского района были направлены рекомендации Уполномоченного по восстановлению нарушенного права КФХ.

В настоящий момент процесс подходит к завершающему этапу. КФХ избежал судебных расходов.

Вместе с тем, Аппаратом Уполномоченного оказывается юридическая помощь по судебным делам в части оспаривания кадастровой стоимости.

В качестве примера, можно привести дело по жалобе ООО (жалоба ЕИС №33-00268-ОБ).

Из обращения ООО усматривается, что данное предприятие является собственником земельного участка, расположенном по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО Боголюбовское (сельское поселение), категория земель: «земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения». Кадастровая стоимость земельного участка установлена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» актом утверждения кадастровой стоимости от 24.01.2014 г. в размере 2451460,01 руб. путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка 33:05:104102:117, который относился к третьей группе  «земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог» на основании отчета ООО НПО «ГеоГис» от 15.10.2013  № 33-ПРОМ-16 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Владимирской области по состоянию на 07.05.2013 г.»

Заявитель считал, что в отношении его земельного участка имеет место техническая ошибка, выразившаяся в неправильном применении удельного показателя кадастровой стоимости при расчете кадастровой стоимости.

Уполномоченным было установлено, что согласно п. 3 Постановления Губернатора Владимирской обл. от 18.11.2013 N 1293 к третьей группе относятся «земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог». Вместе с тем, земельный участок заявителя не входил в полосу отвода автомобильной дороги. Также на нем не был размещен объект дорожного сервиса. Следовательно, земельный участок не отвечает 2 –м условия отнесения к третьей группе разрешенного использования в составе земель промышленности и иного специального назначения.

Ошибка произошла в следствие неправильного отнесения земельного участка к третьей группе разрешенного использования в составе земель промышленности и иного специального назначения: «земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог».

Заявителю оказана помощь в составлении административного искового заявления во Владимирский областной суд. Решением Владимирского областного суда от 28 января 2016года кадастровая стоимость земельного участка была определена  в размере 444 020,67 руб. вместо  2 451 460,01 руб.

Также, Уполномоченным  были выявлены следующие проблемы  сфере кадастровой оценке, которые приводят к нарушению прав предпринимателей:

- отсутствие достоверной базы аналогов в регионах по коммерческой недвижимости и земельным участкам;

-  недостаточной ответственности оценщиков и СРО при подготовке отчетов о рыночной кадастровой стоимости для Комиссии и суда;

- не достаточное участие органов местного самоуправления в работе по кадастровой оценки в части установления адекватной кадастровой стоимости в целях сохранения баланса интересов бюджета и налогоплательщиков. 

Аппаратом Уполномоченного была подготовлена аналитическая справка с указанием вышеперечисленных проблем и способов их разрешения, а также последствий завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, нежилых помещений, земельных участков), которая озвучена на Общественном Совете ДИЗО администрации Владимирской области 6 ноября 2015г.

В качестве рекомендации Уполномоченного указано, что эффективная работа на местах, а также разработка механизма реагирования на жалобы предпринимателей позволит избежать судебных разбирательств и предотвратить выпадающие доходы бюджета.

  1. Защита прав юридических лиц при отзыве лицензии у банка.

В 2015 году в Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области  поступило 102 обращения от клиентов ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» и «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК» - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имели расчетные счета в данных банках. Ранее аналогичных жалоб Уполномоченному не поступало.

В связи с неисполнением кредитной организацией АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «ПРОБИЗНЕСБАНК» (ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» (г. Москва) федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность Банк России принял решение (приказ от 12.08.2015 № ОД-2071) отозвать с 12 августа 2015 года лицензию на осуществление банковских операций.

На территории Владимирской области у ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК» имелось 11 операционных офисов (в городах Владимир, Ковров, Муром, Александров, Кольчугино, Вязники, Гусь-Хрустальный, Лакинск, Юрьев-Польский), которые не являются юридическими лицами,  не имеют собственного баланса и субкорреспондентского счета в Отделении по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.

За период с 7 по 28 августа 2015 г. была оказана   100 предпринимателям юридическая помощь  в том числе 27  - проконсультированы очно и обратились с жалобами в Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области.

Предприниматели указывают на следующие нарушения своих прав:

- отказ банка в распоряжении остатком денежных средств на расчетном счете;

- не исполнение банком, временной администрацией обязанности по переводу денежных средств в адрес контрагентов, а также налоговых платежей в период с 07.08.2015 г. по 11.08.2015 г.;

- возврат на расчетный счет денежных средств, в отношении которых клиент дал распоряжение   по переводу до 12.08.2015 г. и платежные поручения были акцептированы банком;

- невозможность закрыть паспорт внешне-экономической сделки, в связи с открытием счета в ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК».

С 27 августа 2015 г. поступили два обращения об оказании помощи от клиентов «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК», в отношении которого Банк России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возложил на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» функции временной администрации.

Для оказания помощи предпринимателям Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области предпринимаются следующие меры:

  1. Совместно с администрацией Владимирской области осуществляется мониторинг ситуации;
  2. Открыта «Горячая линия» совместно с ВО «ОПОРА РОССИИ» по телефону 8(4922) 53-36-75;
  3. Разработаны и распространяются через общественных помощников Уполномоченного методические пособия для предпринимателей;
  4. Разработаны бланки обращений в налоговые органы по вопросу признания налога уплаченным в соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, проекты соглашений о внесении изменений в действующие договоры, уведомления сотрудников, имеющих «зарплатные» карты проблемных банков.
  5. Разработана программа семинара с презентационными материалами «Защита прав клиентов ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК». Семинары проводились каждую пятницу с 10.00 в Центре развития бизнеса Сбербанка России по адресу: г. Владимир, ул. Горького, д. 38 А. Проведено 3 семинара – 14, 21 и 28 августа 2015 г.
  6. Оказываются индивидуальные юридические консультации.

В качестве возможного способа разрешения ситуации можно предложить внедрение системы гарантирования банковских вкладов юридических лиц: возврат российским компаниям вклада в размере до 5 млн. рублей в случае разорения того или иного банковского учреждения. Соответствующие предложения внес Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титов Б.Ю.

  1. Внеплановые проверки, инициированные по анонимным жалобам.

В 2015 году к Уполномоченному поступило 94 жалобы на нарушения при проведении проверок Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Наибольшее опасение вызывают анонимные жалобы, которые, как правило, являются проявлением недобросовестной конкуренции.

 Проблему анонимности признает и прокуратура Владимирской области, которая по инициативе Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области предпринимает меры, чтобы обезопасить бизнес от злоупотреблений со стороны конкурентов.

В качестве примера, можно привести дело по жалобе ООО (жалоба ЕИС 33-00217-ОБ).

Так, к Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области поступила жалоба ООО по вопросу нарушения прав со стороны Государственной инспекции труда во Владимирской области.

В соответствии со ст.ст. 6, 7 Закона Владимирской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей во Владимирской области»  от 09.07.2013 № 72-ОЗ жалоба была принята к производству.

Из жалобы установлено, что распоряжением № 7-54-15-ОБ/0039/4/1 от 19.01.2015 г. заместителя руководителя ГИТ во Владимирский области Вершацкой Л.В.  в отношении ООО была назначена внеплановая, документарная проверка.

По результатам рассмотрения документов и анализа информации Уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирской области выявлены нарушения прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности ООО. В нарушение ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ) основанием проверки является анонимное обращение.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ  «обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки».

Основанием внеплановой проверки в отношении ООО является письмо и.о. Ковровского городского прокурора от 12.01.2015 г. о направлении по подведомственности анонимного обращения по вопросу несоблюдения трудовых прав граждан в ООО в части нарушения оплаты труда. К указанному письму приложено анонимное обращение.

На основании вышеизложенного и пдп. 12 п. 2 ст. 6 Закона Владимирской области от 09.07.2013 № 72-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей во Владимирской области» в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности ООО Уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирской области направлены рекомендации в Государственную инспекцию труда во Владимирский области об отмене незаконного распоряжения № 7-54-15-ОБ/0039/4/1 от 19.01.2015 г. заместителя руководителя ГИТ во Владимирский области Вершацкой Л.В., нарушающего права и экономические интересы ООО.

Также, Уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирский области в адрес прокурора Владимирской области направлено письмо о проверке действия и.о. прокурора г. Коврова Владимирской области Молчанова А.Е. в части соблюдения действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того, Уполномоченным оказана юридическая помощь ООО в Ленинском районном суде г. Владимира по делу о признании незаконным распоряжения Государственной инспекции труда во Владимирской области о проведении внеплановой документарной проверки. Юрист аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области принял участие в разбирательстве. По решению Ленинского районного суда г. Владимира незаконная проверка была отменена.

С целью защиты прав предпринимателей, необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части обеспечения проверки достоверности жалоб, которые могут стать основанием для проведения внеплановых проверок.

 

В  2016 обращения предпринимателей включали следующие вопросы:

- оформление земельно-правовых отношений, оспаривание кадастровой стоимости земельных участков и ОКС - 60;

- отказ муниципальных образований в оформлении договорных отношений на нестационарные торговые объекты - 18;

- нарушения при проведении проверок Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - 63;

- нарушений при проведении конкурсов на пассажирские перевозки на городские маршруты, допускаемые администрациями муниципальных образований, несанкционированные перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Владимирской области - 20;

- отказ в выдаче лицензий - 21.

 

 

Дата публикации: 01.12.2016 г.

Свежие новости: