Герб Владимирской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области
Третьяков Дмитрий Николаевич
Адрес
г. Владимир, ул. Луначарского, 3, офис 119
Адрес
+7 (4922) 52-40-29
Адрес
mail@rup33.ru
Адрес
rup33 Отправить жалобу Написать обращение

Всем выйти из сумрака: как Правительство выводит малый и средний бизнес из "тени"

Начало мероприятия: 12 июл. 2016 г. 11:00

Материалы
Запись завершена

В Волгограде прошёл Всероссийский Форум предпринимателей "Движение только вперед!". Организатором форума стала администрация Волгоградской области и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России". В работе форума приняла участие и владимирская делегация. О форуме, "сером" бизнесе и мерах поддержки предпринимателям - председатель владимирского отделения "Опоры России" Екатерина Краскина.

volgograd_2.jpg

- Расскажите о форуме, о чём там шёл разговор? Какой был лейтмотив у форума?

- Форум является всероссийским форумом предпринимателей "Движение только вперёд". Проводила его "Опора России", приезжало 52 региона со всей страны. Это в общей сложности 380 человек. То есть, небольшими делегациями, но самый-самый актив. Наши именно "опоровские": то есть, председатели, члены совета. Задача, безусловно, обмен опытом и, конечно, подведение неких итогов. Прежде всего мы подводили итоги после январского экономического форума, который проходил при участии нашего Президента. Был дан ряд поручений, прошло полгода, и нам стало интересно, как исполняются данные поручения. Именно этому была посвящена первая половина первого дня форума - сам форум проходил два дня. Самое главное, на чём хотелось бы сделать акцент: то, о чём мы говорили в прошлом году — это взаимодействие с контролирующими органами, — нам удалось достучаться. И первый шаг в этом направлении был сделан: это замена штрафов предупреждением. Мы всецело ведём такую линию, чтобы контролирующие органы были, прежде всего, консультантами, а не надзирателями для предпринимателей. Это первый шаг. Дальше была создана комиссия при Министерстве экономического развития, которое в данный момент серьезно занимается анализом действующего законодательства по всем контролирующим органам. Первая и главная задача здесь стоит — убрать дублирующие функции. Когда один контролирующий орган дублирует другой и за то же самое наказывает предпринимателей. Ещё посмотреть, какие требования устарели. Потому что у нас очень много требований со времён РСФСР. То есть, эта серьезная работа, она сейчас идёт. Нужно понимать, что это за пять минут не сделается, это достаточно долгая планомерная работа. Но хорошо, что уже сделан первый шаг, и предпринимателей будут штрафовать не сразу, а сначала задача дать предупреждение и написать предписание, которое предприниматель должен выполнить. Конечно, если предприниматель его не выполняет, то дальше уже пошли штрафные санкции, которые у нас уже достаточно высокие по всем параметрам законодательства. 

Что ещё касается работы контролирующих органов - нужно ввести проверочные листы. Это очень известная положительная практика западных стран, когда контролирующие органы, приходя к бизнесу, проверяют не всё подряд, а по определенному проверочному листу. Например, вы должны проверить десять конкретных параметров на данном предприятии, и вы приходите и проверяете именно эти десять параметров. Всё остальное, что называется, вас не касается уже. А то как сейчас: контролирующие органы приходят, ага, здесь увидели, там увидели, есть! Штрафуем за всё. По большому счёту такого быть не должно. Есть определенный план проверки и согласно этому плану контролирующий орган и должен взаимодействовать с предпринимателем. Это такой рискоориентированный подход. То есть, не ко всем предпринимателям и не обо всё идёт речь во время проверки, а только то, что действительно рисковое и касается жизнедеятельности человека. Именно это мы активно предлагаем и взаимодействуем на всех комиссиях. На федеральном уровне, прежде всего, потому что это федеральное законодательство, наша "Опора России" старается все эти вещи проработать. Это серьезные изменения, который сейчас проводятся и которые грядут дальше.

Второй вопрос, по которому ведётся серьезная работа, это уголовное преследование предпринимателей и декриминализация нашего бизнеса. Ни для кого не секрет, что есть проверенные способы устранить конкурентов: написать жалобу, в том числе, в УВД, каким-то образом подставить. Требований очень много, они серьезные и серьезные последствия за ними идут. Это тоже было услышано, и сейчас уже расширен список экономических преступлений, по которому не заводятся уголовные дела. Увеличен порог, после которого заводятся уголовные дела. Здесь точно также ведётся серьезная работа. Большим достижением является создание комиссии при Правительстве нашей страны, которая занимается переработкой законодательства в этом направлении. Понятно, что если преступление совершено, за него нужно наказывать. Но все мы знаем случаи, когда без каких-либо стопроцентных доказательств предприниматель несёт очень серьезные риски и потерю всего бизнеса.

32415-116613-15065-1wmlg3a.jpg

- А за какие нарушения раньше заводили уголовное дело, а сейчас не заводят? 

- Из статей сейчас устранены регистрация незаконных сделок с недвижимостью, производство товаров без маркировки, принуждение к сделке и т.д. За это раньше заводились уголовные дела. Или незаконное предпринимательство, о чём мы также долго говорим. За это тоже не будет заводиться уголовное дело до определенного момента.  

Ещё одно большое достижение, о котором мы говорили, касается Трудового кодекса. На данный момент внесены изменения в Трудовой кодекс, когда микропредприятия не обязаны вести у себя огромный пакет положений, которые касаются трудового законодательства. Например, положения о выдаче заработной платы, о премировании, о режиме работы и т.д. Все эти вещи теперь просто могут быть прописаны в трудовом договоре, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем или микропредприятием. На наш взгляд, это больше упрощение ведения делопроизводства и документооборота на микропредприятиях. Потому что за это налагаются большие штрафы нашей трудовой инспекции, которые выплатить практически невозможно на малом предприятии. Изменения приняты в середине июля. 

Это три достижения. И стоит обратить внимание, насколько быстро сработало наше Правительство. Об этом мы говорили в январе на встрече с нашим Президентом, и вот они уже приняты. Понятно, что это не все поручения, которые были даны, все остальные в работе. Но они идут, они двигаются. 

Вторая часть проходила при участии губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, представителей Министерств экономики и промышленности и фондов, которые имеют отношение к поддержке предпринимательства. Поскольку у нас во Владимире не так давно прошёл экономический форум, со многими вещами мы были уже очень хорошо знакомы. Но были и новинки. Красной линией по всем выступлениям проходила тема легализации бизнеса. 

Там выступал Андрей Шаров, вице-президент "Сбербанка", говорил о том, что если предприниматели не будут вести легальный бизнес, ни на какие льготы они не могут рассчитывать. Ведете легальный бизнес, открыты, понимаемы? Пожалуйста, приходите. За семь минут мы вам выдадим кредит по льготным ставкам. Если об этом заговорил "Сбербанк", то есть понимание. Значит, вся государственная политика сейчас будет направлена на это. Если посмотреть статистику, то в нашей стране по некоторым подсчётам 40% бизнеса - либо "серый", либо "чёрный", который не платит официально заработной платы, не выплачивает все налоги и т.д. Понятно, какой объем средств не поступает в бюджет в связи с этим. И вся политика направлена именно на это. В том числе, и изменение налогового законодательства, которое сейчас прорабатывается. Ведется разговор о том, чтобы перестроить налоговое законодательство.

Все мы слышали, что до 2018 года Президент дал указание не менять налоговые платежи, чтобы бизнес имел время устояться и работать более-менее спокойно. Соответственно, есть поле, чтобы заняться переделкой, размышлением, как сделать лучше. Будем смотреть. Есть спокойствие, что до 2018 года не произойдет каких-то больших изменений. Но в то же время, что будет после 2018 года, остается догадываться. 

Сейчас в содействии с Министерством экономического развития разработаны четыре основных направления, по которым ведется работа по взаимодействию с малым и средним предпринимательством. Если простым языком, то это не мешать, помогать, вовлекать и создавать возможности. "Не мешать" - здесь речь идёт про контрольно-надзорные органы, "помогать" - про государственную поддержку, "вовлекать" - это вывод из тени, социальное и женское предпринимательство, и "создавать возможности" - это государственные закупки, также речь про информационные порталы, маркетинговые бизнес-навигаторы, реестр малого бизнеса, который будет создан, и т.д. Эти четыре направления - стратегические, которые сейчас определены, утверждены и по которым двигаются все. 

636040909620071436.jpg

- То есть, вы чувствуете, что поддержка усилилась? Взор с больших предприятий перешёл на вас?

- Он перешёл однозначно. Радует, что это не точечные вещи: здесь проблемка, давайте кинемся её решим. А происходит системная работа. В результате вовлечены абсолютно все. И власть, и общественность, и общественные организации, и сами предприниматели пытаются выработать оптимальные для всех правила игры. Безусловно, это сложно. Возьмем закон о торговле. Когда ты стараешься помочь малым предприятиям, страдают "сетевики". И наоборот. Всегда есть вторая сторона медали. И здесь самое главное - выработать оптимальную позицию, которая будет устраивать всех. 

Дата публикации: 25.07.2016 г.

Свежие новости: