Правовые новости от Юридической службы ОПОРА РОССИИ
Разъяснения ФАС России от 09.06.2017 N АК/39035/17 "По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ"
ФАС России разъяснен порядок расчета вознаграждения торговым сетям в связи с приобретением у поставщиков продовольственных товаров и платы за услуги по продвижению товаров
Сообщается, в частности, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться предоставление поставщиком хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидки или скидок, уменьшающих цену товара способами и по основаниям, согласованным сторонами этого договора. По мнению ФАС России, предоставление скидки или скидок в отношении товара, ранее поставленного хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, недопустимо, за исключением случаев, если стороны договорились о предоставлении такой скидки или скидок в договоре поставки.
Вопросы, связанные со способом и порядком определения цены продовольственного товара (в том числе, такие способы и порядки, которые учитывают предоставление хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидок), согласовываются сторонами договора поставки по их усмотрению, но с соблюдением антимонопольных правил (в частности, недопустимо создание дискриминационных условий и пр.).
В случае если стороны договорились о цене поставляемого товара и в договоре поставки продовольственных товаров предусмотрели цену поставляемого товара, то при требовании о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (предоставление скидки), реализация последним товара розничным потребителям без снижения цены либо со снижением цены в меньшем размере (без трансляции скидки конечному потребителю) подпадает под ограничение, предусмотренное Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В этом случае совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать 5 процентов от установленной в договоре поставки цены продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения учитывается возникающая разница между ценой товара, предусмотренной в договоре поставки продовольственных товаров, и ценой фактически поставленных продовольственных товаров (ценой поставки продовольственного товара с учетом предоставленной поставщиком скидки).
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 310-КГ16-17804 по делу N А09-10032/2015
При реализации муниципального имущества обязанность налогового агента по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ направила дело на новое рассмотрение, указав, в частности, следующее.
При реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества.
То обстоятельство, что подлежащий перечислению в бюджет НДС был уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает предпринимателя от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет.
Уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, поскольку, исполнив обязанность налогового агента, предприниматель не лишен возможности реализовать право на защиту своих интересов в рамках гражданско-правового спора с муниципальным образованием о возврате неосновательно полученных денежных средств.
Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что обстоятельства, связанные с формированием цены спорного имущества и включением в ее состав НДС, суды при рассмотрении дела не устанавливали, в то время как установление указанных обстоятельств является существенным для рассмотрения спора в целях определения действительной суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет.
Учитывая, что для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, указанных в настоящем определении, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение по спорному эпизоду.
Федеральный закон от 07.06.2017 N 108-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, сохранили право осуществлять закупки в соответствии с положениями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" были внесены изменения, согласно которым государственные и муниципальные унитарные предприятия выводятся из-под действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и обязаны при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Однако в силу специфики положения государственных и муниципальных аптечных организаций, настоящим Федеральным законом устанавливается, что осуществлять расходование небюджетных средств, полученных такими организациями от осуществления своей деятельности, и впредь будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Проект Федерального закона N 194162-7
"О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Депутаты предлагают распространить систему страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия
Законопроектом, в частности:
устанавливается, что страхованию, помимо денежных средств физлиц и ИП, будут подлежать денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые микропредприятиями и малыми предприятиями или в их пользу в банках (банках с базовой лицензией и банках с универсальной лицензией) на территории РФ на основании договора банковского вклада (депозита) или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада (размер страхового возмещения аналогичен размеру страхового возмещения, определенного для физлиц и ИП);
определяется перечень документов, которые должны подать микропредприятия и малые предприятия в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" для выплаты им страхового возмещения, и порядок перечисления АСВ сумм страхового возмещения;
устанавливается регулирование, исключающее остатки на счетах по учету вкладов микропредприятий и малых предприятий, при расчете размера страховых взносов с применением дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов;
предусматривается, что перешедшие к АСВ требования по договорам банковского вклада (депозита) и договорам банковского счета, стороной по которым являются микропредприятия или малые предприятия, включаются в состав требований кредиторов третьей очереди.
Письмо Росприроднадзора от 13.04.2017 N АС-10-01-36/7619 "О направлении информации"
Минприроды России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
Сообщается, в частности, следующее:
прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего осуществления в отношении таких отходов хотя бы одного из указанных видов деятельности в области обращения с отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, транспортирование, размещение) является сбором отходов;
лицензионные требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, установлены санитарными правилами, принятыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и техническими регламентами, принятыми в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Указанные требования предъявляются при подаче заявления о получении и переоформлении лицензии, а также при лицензировании деятельности по утилизации отходов;
работа по сбору отходов и работа по транспортированию отходов имеют самостоятельное правовое значение и практическое применение, при этом оказание услуги по транспортированию отходов должно осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062;
прием отходов от юридического лица или индивидуального предпринимателя, в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, для дальнейших обработки и утилизации (сбор отходов) может осуществляться в тех же зданиях, строениях, сооружениях и помещениях, в которых осуществляется их дальнейшая обработка и утилизация;
требования к оборудованию (в том числе специальному) и установкам, необходимым для выполнения работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, устанавливаются техническими регламентами.
На карты платежной системы «Мир» поэтапно перейдут работники бюджетной сферы и пенсионеры. Предприниматели обязаны будут принимать новые карты к оплате.
Нововведения предусматривает Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе"».
С 1 июля 2017 года карты «Мир» будут выдавать бюджетникам или пенсионерам, которые открывают новые счета. Действующих бюджетников переведут на новые карты с 1 июля 2018 года. Нынешним пенсионерам новые карты будут выдавать по мере истечения срока действия платежных карт, которые у них есть сейчас. Обмен завершится до 1 июля 2020 года.
Банки в срок до 1 июля текущего года должны обеспечить прием карт «Мир» во всех банкоматах и других устройствах для расчетов с платежными картами. Комиссия по новым картам не превысит комиссию по аналогичным картам.
1 октября 2017 года вступят в силу нормы, которые обяжут продавцов товаров и услуг принимать новые карты. В частности, бизнесмены должны будут проводить расчеты по картам, если их выручка от продажи товаров за прошедший календарный год больше 40 млн руб.
Если в торговой точке нет доступа к радиотелефонной связи и Интернету, то продавец не обязан обеспечивать расчеты по картам «Мир». Не обязаны принимать расчеты по новым картам и те, чья выручка на определенном торговом объекте за предшествующий календарный год менее 5 млн руб. Продавцы с выручкой от 5 до 40 млн руб. вправе, но не обязаны принимать новые карты.
Платежную систему «Мир» создали летом 2014 года, когда у российских банков возникли проблемы с международными платежными системами Visa и MasterCard. Сейчас участниками российской платежной системы «Мир» стали 180 банков, карты принимают банкоматы и 80 процентов терминалов.
Изменились штрафы
Внесли изменения в часть 14 статьи 19.5 и статью 20.4 КоАП РФ.
1. Выросли штрафы за повторное невыполнение предписаний пожарных (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).
Сам состав не изменили. Лицо понесет ответственность, если повторно не выполнит предписание пожарных.
Для предпринимателей:
1) увеличили штраф. Раньше предпринимателей штрафовали как должностных лиц (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ). Штраф составлял от 15 тыс. до 20 тыс. руб. Сейчас штраф – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
2) добавили вид наказания – административное приостановление деятельности до 90 суток.
Для организаций добавили альтернативу штрафу. Теперь вместо штрафа могут приостановить деятельность до 90 суток.
2. Изменили штрафы за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
1. Увеличили штраф за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1).
Теперь для граждан максимальный штраф – 3 тыс. руб., а был 1,5 тыс. руб.
Для предпринимателей увеличили штраф. Раньше их штрафовали как должностных лиц (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ). Штраф составлял от 6 тыс. до 15 тыс. руб. Сейчас штраф – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Штраф для организаций остался прежним.
2. Изменили наказание за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2).
Для предпринимателей увеличили штраф. Раньше их штрафовали как должностных лиц (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ). Штраф составлял от 15 тыс. до 30 тыс. руб. Сейчас штраф – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
Для организаций снизили штраф. Раньше он составлял от 400 тыс. до 500 тыс. руб., а сейчас – от 200 тыс. до 400 тыс. руб.
2. Появилась независимая пожарная экспертиза
Законодатель вводит:
1) понятие независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), которую будет проводить эксперт в области оценки пожарного риска (подп. «г» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 100-ФЗ));
2) ответственность такого эксперта (ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ).
Эксперт в области оценки пожарного риска понесет ответственность, если при независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности):
•нарушит порядок оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или
•подпишет заведомо ложное заключение.
Такие изменения внес Закон № 100-ФЗ. Он вступает в силу 9 июня 2017 года.
Постановление Правительства РФ от 14.06.2017 N 707 "О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре"
С 1 октября 2017 года при проведении плановых проверок отдельных ЮЛ и ИП будут использоваться проверочные листы с перечнем вопросов по соблюдению ими обязательных санитарно-эпидемиологических требований
Установлено, что с 1 октября 2017 года в отношении отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 года - в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении плановых проверок будут использоваться проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые будут включать в себя перечни вопросов, затрагивающих обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Предмет плановой проверки будет ограничен только вопросами, включенными в данные проверочные листы.
Перечень отдельных юрлиц и ИП, при проведении с 1 октября 2017 года проверок которых предусматривается использование проверочных листов, будет определен по итогам установления Роспотребнадзором и ФМБА России типов (отдельных характеристик) производственных объектов, категорий риска осуществляемой юрлицами и ИП деятельности или используемых ими производственных объектов.
Проект Федерального закона N 197556-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"
Правительством РФ предложен механизм снижения суммы банковской гарантии по государственному (муниципальному) контракту по мере поступления оплаты по контракту, обеспечением которого она является
Действующей редакцией Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрен механизм работы с банковскими гарантиями, который не позволяет изменить размер обязательств банка по ранее выданной банковской гарантии, даже если обеспечиваемые банковской гарантией обязательства поставщика частично исполнены (например, в случае если контрактом предусмотрены этапы исполнения и ряд этапов выполнен).
Законопроектом предусматривается, что размер обеспечения исполнения контракта будет уменьшаться пропорционально стоимости выполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, до полного исполнения такого контракта при условии отсутствия предъявленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) и (или) о возврате аванса.
При этом, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) денежные средства будут возвращаться ему заказчиком в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта.
Законопроектом установлено, что уменьшение размера обеспечения исполнения контракта будет производиться только после завершения расчетов по предоставленному в ходе исполнения контракта авансу в полном объеме.
Законопроектом предусматривается его вступление в силу с 1 января 2018 года.
Постановление администрации города Владимира от 31.05.2017 N 1847
"О внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 09.07.2012 N 2996"
(Официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-city.ru, 10.06.2017)
Установлено, что заявителями при предоставлении муниципальной услуги "Предоставление мер финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владимира" являются субъекты малого и среднего предпринимательства, юридические лица и индивидуальные предприниматели - граждане Российской Федерации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Владимира, соответствующие условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При обращении за оказанием финансовой поддержки вновь созданные субъекты предпринимательства (зарегистрированные в период с 01 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом), сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам предпринимательства согласно заявлению о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Расширен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Кроме того, уточнены формы заявления на участие в конкурсе на оказание муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владимира и заявления на возмещение произведенных затрат по выездным выставкам.
Постановление администрации Владимирской области от 26.05.2017 N 439
"О внесении изменений в постановление администрации Владимирской области от 06.05.2014 N 455"
(Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.05.2017, "Владимирские ведомости", N 82, 03.06.2017)
Вступил в силу со дня официального опубликования.
Уточнен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В частности, показатель предельной стоимости услуг по ремонту фасада зданий со стенами из кирпича и мелкоразмерных блоков с теплоизоляцией плитным утеплителем и последующей отделкой поверхности равен 3517,60 руб. (ранее - 3140,72 руб.).
Постановление администрации города Владимира от 29.05.2017 N 1768
"О внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 29.11.2016 N 3742"
(Официальный сайт органов местного самоуправления города Владимира http://www.vladimir-city.ru, 08.06.2017)
Уточнена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Владимир, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области.
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Дата публикации: 20.06.2017 г.