С 01.01.2017 года начинают действовать изменения, принятые ФЗ №273 от 03.07.2016 года
С 01.01.2017 года начинают действовать изменения, принятые ФЗ №273 от 03.07.2016 года, касающиеся регулирования торговой деятельности в РФ.
Данный закон вносит правки в действующий с 2009 года ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и КоАП РФ.
Согласно изменениям, антимонопольные правила, требования и запреты распространены не только на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставку продовольствия, но и на лиц, входящих с ними в одну группу в соответствии с Законом о защите конкуренции.
В связи с этим уточнено понятие "торговая сеть". Ею признается также совокупность 2 и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, образующим одну группу лиц.
Дано определение услугам по продвижению товаров.
Ограничен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети поставщиком за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. Он составляет не более 5% от цены приобретенных товаров (ранее ограничивался только размер вознаграждения - не более 10%). При этом в расчет указанного совокупного размера не включаются НДС и акциз.
Сокращена максимальная отсрочка оплаты торговыми сетями полученного от поставщиков продовольствия: с 10 до 8 рабочих дней с даты фактического получения продукции - для товаров со сроком годности менее 10 дней; с 30 до 25 - от 10 до 30; с 45 до 40 - свыше 30 и для российской алкогольной продукции. При этом поставщик обязан передать торговой сети документы, связанные с поставкой товаров, не позднее 3 рабочих дней с даты фактического получения продовольствия.
Торговым сетям и поставщикам, в частности, запрещено заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар, в том числе договор комиссии, поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров. Исключение - если они заключаются внутри одной группы лиц и (или) между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.
С 2 месяцев до 1 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Уточнены составы правонарушений и санкции за их совершение.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования. Условия ранее заключенных договоров поставки и иных соглашений должны быть приведены в соответствие с внесенными поправками до 1 января 2017 г.
ФАС России напоминает, что условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных ранее дня вступления изменений в силу, должны быть приведены в соответствие с Законом о торговле (в редакции Закона N 273-ФЗ) до 1 января 2017 года. В противном случае после этой даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле, признаются утратившими силу.
Исполнение сторонами договоров, заключенных до 15.07.2016, денежных обязательств, возникших до 01.01.2017, в связи с фактической поставкой продовольственных товаров или оказанием услуг в период до 31.12.2016 включительно производится в порядке и в сроки, установленные такими договорами.
Таким образом, если обязательство по оплате возникло до 01.01.2017 из договора, заключенного до 15.07.2016, оно должно быть исполнено надлежащим образом даже при наступлении срока его исполнения в 2017 году.
Внесение рассматриваемых изменений накладывает, на наш взгляд, на многих субъектов СМП новую нагрузку.
Во-первых, согласно новой трактовке понятия "торговая сеть" под этот критерий попадают даже маленькие торговые точки, работающие под одним названием, либо принадлежащие одной группе лиц, а именно мужу, жене, брату, сестре и.т.д. Сюда же попадают и собственные точки товаропроизводителей. То есть практически все торговые точки, имеющие несколько мест продажи товара.
Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Во-вторых, в новой редакции части 1 статьи 9 закона о торговле предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-
Также, согласно части 2 статьи 9 Закона о торговле хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-
Следует обратить внимание, что в новой редакции указанных положений предусмотрено предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет. Из указанных положений исключена альтернативная возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Кроме того, за неисполнение вышеуказанных требований предусмотрена довольная жесткая санкция в виде штрафов, установленных КоАП РФ, а именно, статьей 14.41. КоАП РФ предусмотрено, что за нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, установлены следующие штрафные санкции:
1. Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Перечисленные санкции являются очень существенными для лиц, относящихся к СМП.
Бюро по защите прав предпринимателей Владимирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» направило свои предложения по необходимости внести соответствующие изменения в законодательство по освобождению размещения информации на собственных сайтах поставщиков, включить альтернативную возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса, а также дать дать комментарии относительно трактовки понятия "торговая сеть" в рамках отнесения к данному понятию субъектов СМП.
В действующем сейчас случае, предприниматели, имеющие несколько торговых точек, а также практически все производители попадают под действие вышеперечисленных требований, и обязаны будут создавать сайты в сети Интернет и размещать на нем информацию, что приведет к дополнительным тратам. Кроме того, не все предприниматели Владимирской области имеют такую возможность, поскольку доступ к сети Интернет в некоторых районах является весьма проблематичным вопросом.
На основании вышеизложенного, уважаемые предприниматели, настоятельно рекомендуем предпринять меры к выполнению указанных выше требований законодательства до внесения каких-либо изменений или направления разъяснений по указанному вопросу во избежание наложения штрафов со стороны антимонопольных органов.
Дата публикации: 14.12.2016 г.