Борис Титов отметил резкое ухудшение показателей МСП после завершения основных программ господдержки
В 1 квартале 2021 года, с окончанием действия программ государственной поддержки, положение малого и среднего бизнеса заметно ухудшилось. Об этом говорится в специальном докладе «МСП/Постковид. Время для системных изменений», подготовленном в рамках ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Президенту России.
С 2020 года аппарат Уполномоченного совместно с Институтом роста экономики им. П.А. Столыпина и Сбербанком России проводит пилотный проект по измерению «Индекса роста МСП».
Индекс рассчитывается, исходя из динамики нескольких параметров: совокупные поступления на счет с банковских карт (вес 0,4), общий объем фонда оплаты труда (вес 0,2), среднее количество занятых на 1 субъект МСП (вес 0,2), средний размер поступлений с банковских карт на 1 субъект МСП (вес 0,2). Итоговое значение приводится к шкале от -50 до +50.
И если итоговый Индекс роста МСП 2020/ 2019 равнялся 4 (характеризовался, как стагнация), то его значение в I квартале 2021 года по отношению к I кварталу 2020 года – минус 30 (характеризуется, как спад).
В 2020 году резкое падение спроса в секторе МСП было компенсировано сначала денежными субсидиями населению, затем снятием ограничений, однако с концом 2020 года рост спроса был исчерпан. В I квартале 2021 – вновь падение выручки на 13%.
Общий объем ФОТ был поддержан субсидиями в размере МРОТ и кредитами под 2%, но он последовательно снижается в 2021 году.
Средний объем поступлений на счет одного МСП (выручка от реализации, поступления от контрагентов, кредиты и т.д.) в III и IV кварталах 2020 года фактически даже увеличивался за счет программ поддержки и обеления деятельности, однако в I квартале 2021 года снизился на 19%.
Чтобы сгладить последствия продолжающегося спада, в спецдокладе предлагается продолжать и наращивать меры государственной поддержки.
В частности, расширить сферу действия программы ФОТ 3.0, распространив ее на компании, которые по итогам 2020 года столкнулись с падением выручки более чем на 30% по сравнению с 2019 годом. А также отменить необходимость для получения кредита по ФОТ 3.0 обязательно являться участником программы ФОТ 2.0.
Провести налоговую амнистию – признать безнадежной к взысканию задолженность по налогам и взносам на 1.03.2021 для компаний с оборотом до 2 млрд. руб., чья выручка в 2020 году снизилась более чем на 30 % по сравнению с 2019 годом, и для остальных компаний, если их выручка снизилась на 50 % и более за тот же период;
Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости.
Создать «банк плохих долгов». Выкупать образовавшиеся в результате кризиса дефолтные кредиты для реструктуризации и последующей продажи при нормализации экономической ситуации
Из опроса следует, что наиболее эффективной мерой для стимулирования роста предприниматели считают снижение налоговой нагрузки на предприятия, создающие новые рабочие места. В марте 2020 года так считали 52,3%, в марте 2021-го – 52,7%. На втором месте по популярности стоит идея налоговой амнистии для МСП (21,1% и 26,0% соответственно). На третьем – уменьшение суммы налога на прибыль на сумму капитальных вложений в оборудование (23,1% и 23,6%).
В спецдокладе предлагаются следующие меры по совершенствованию налогообложения сектора МСП.
Для патентной системы налогообложения – увеличить максимально возможную среднюю численность наемных работников с 15 до 30 человек.
Для общей системы налогообложения:
- ввести на 3 года льготную ставку по налогу на прибыль в размере 10% для тех юридических лиц, которые перешли на ОСНО с ЕНВД;
- расширить действие инвестиционного вычета, распространив его не только на налог на прибыль, но и на налог на имущество организации, НДС, акцизы;
- отменить налог на дивиденды для МСП в форме ООО с одним учредителем или учредителями – членами одной семьи.
- отменить налоги для видов деятельности, связанных с улучшением экологии
В части страховых взносов предложено:
- поднять порог взимания дополнительного пенсионного взноса в размере 1% для ИП с 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб.;
- отменить для ИП – пенсионеров обязательность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (сейчас пенсионерам при открытии бизнеса нет смысла регистрироваться, так как страховые взносы иногда больше размеров пенсии)
- привести методику начисления пенсий ИП в соответствие с методикой начисления для наемных работников (по количеству и стоимости баллов)
- отменить выплаты страховых взносов на сотрудников-стажеров
Предложено создать федеральную систему льгот для МСП по налогообложению объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, исходя из следующих критериев – площадь объектов и их кадастровая стоимость, срок эксплуатации объекта, налоговый режим, местонахождение объекта.
В спецдокладе отмечается необходимость общего снижения кредитных ставок для МСП, а также расширения источников капитала и механизмов гарантий, предоставления пакетных решений для бизнеса по отраслевому принципу.
Федеральные льготные программы кредитования охватывают небольшую долю МСП, констатируется в исследовании. В частности, по основной программе «ключевая ставка ЦБ» + 2 % в 2020 году выдано 17 тысяч кредитов на общую сумму 1 триллион рублей. *
От микрофинансовых организаций субъекты МСП смогли получить только 52 млрд. руб. (42 тыс. займов в рамках нацпроекта).
Льготные кредиты под 2% были выданы в размере около 500 млрд. руб.
Объем льготных сельхозкредитов – порядка 400 млрд. руб. (на сектор МСП пришлась примерно половина средств).
Между тем, общий объем кредитования МСП в 2020 году – 7648,7 млрд. руб. То есть остальные кредиты, примерно 5,7 трлн. руб., предприятия получают по рыночным ставкам.
Объем размещений в секторе роста Московской биржи (специальный инструмент привлечения акционерного или облигационного финансирования для МСП с господдержкой) в 2020 году составил 5,6 % млрд. руб. Иначе говоря, МСП не умеет привлекать средства на фондовом рынке.
Национальная гарантийная система с 2015 по 2020 год (по состоянию на 1 июля 2020 г.) предоставила гарантий МСП на 658,4 млрд. руб. То есть около 100 млрд. руб. в год, что сильно отстает от динамики кредитования сектора.
Одним из главных сдерживающих факторов льготного кредитования промышленных или инновационных МСП является отсутствие залогов.
Для снижения административного давления предлагается установить норму, в соответствии с которой впервые совершенное в течение 1 года правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств во всех случаях будет наказываться предупреждением вместо штрафа.
Саму шкалу штрафов предложено дифференцировать, поставив размер штрафа в зависимость от категории бизнеса по выручке (микро, малые, средние предприятия)
Предложено внедрить запрет на одновременное привлечение юридического лица и его руководителя к ответственности за одно и то же правонарушение.
Предложено также создать институт медиации в спорах бизнеса с госорганами. Заменить юридический адрес «электронным» адресом субъекта бизнеса на сайте госуслуг. Ввести ответственность за необоснованную блокировку счетов налоговыми органами.
Для того, чтобы ликвидировать дисбаланс в структуре российского МСП (обрабатывающая промышленность занимает в нем не более 10%, при том что в Германии показатель равен 20%, а в Китае превышает 40%), предложено развивать специальную программу создания малых производств в регионах – «минипромы».
«Речь идет о создании в городах с населением не более 250 тыс. чел. промышленных парков, использующих «банк простых технологий», – поясняет руководитель экспертного центра при Уполномоченном Антон Свириденко. – Для этого нужна специальная программа: страховые взносы в 14% для участников парков, налоговые каникулы на 5 лет (УСН, налог на прибыль), ускоренная амортизация, специальные кредиты под 5,5 %, проектное финансирование, специальные гарантии и бесплатная аренда с подключением к инфраструктуре».
Дата публикации: 02.06.2021 г.