Герб Владимирской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области
Матюшкина Алла Валерьевна
Адрес
г.Владимир, ул.Луначарского, 3, оф. 117, 118, 119
Телефон
+7 (4922) 52-40-29
Почта
mail@rup33.ru
Скайп
rup33
Telegram
businessivlast Отправить жалобу Написать обращение

Предложения, озвученные Уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирской области на совещании Комитета Государственной Думы по МСП, направлены в работу

Предложения, озвученные Уполномоченным по защите прав предпринимателей во Владимирской области на совещании Комитета Государственной Думы по МСП, направлены в работу.

 

Текст выступления Уполномоченного:

Добрый день!

Благодарю за внимание к проблемам предпринимателей  в условиях санкционного воздействия.

Тема моего выступления - проблемы ведения предпринимательской деятельности в условиях санкционного давления на примере Владимирской области.

Обращаю внимание, что за каждой жалобой к региональному уполномоченному стоит конкретный субъект предпринимательской деятельности, за которым стоит трудовой коллектив.

Основной вопрос бизнеса – на кого направлены меры поддержки? На предпринимателей? На потребителей?

Приведу конкретный пример. Осуществляется поддержка промышленных предприятий. Отпускная цена конфет определённой марки в розничную сеть поднялась с 465 руб. до 728 руб. за 1 кг. А для конечного потребителя с наценкой розничного магазина еще на 30%. Производитель получает меры поддержки, розничный магазин и потребитель нет, они не ощущают эффекта поддержки производителя на себе. При этом сам производитель в условиях неопределенности сдерживает принятие решений об инвестировании, дожидаясь стабилизации ситуации на рынке и новых возможностей, например, выделения земельных участков промышленным предприятиям под реализацию инвестиционных проектов, не только осуществляющим производство импортозамещающей продукции (постановление Правительства РФ от 09.04.2022 №629).

Отрасли, которые пострадали от ковида (включены в перечень отраслей по 434 Постановлению Правительства) и испытывают наибольший негативный эффект от санкционного давления.

Кинотеатры, например.

Прекращение показа зарубежных фильмов, вызванное санкциями, приводит к падению выручки кинотеатров более чем на 80%.  Выход на экраны отечественного кино в объеме, который позволит восстановить посещаемость кинотеатров, ожидается не ранее чем к концу года. А фильмы из стран Азии, которыми предлагается временно заменять репертуар, по данным самих игроков отрасли, смогут заместить выпадающие потери лишь на 8-10%. Меры поддержки кинопрокатчиков могут быть сходными с теми, которые принимались в 2020 году в ходе борьбы с последствиями пандемии коронавируса. В частности, речь идет:

- о субсидиях для кинотеатров;

- о включении ОКВЭД 59.14 (деятельность в области демонстрации кинофильмов) в перечень видов экономической деятельности, в отношении которых в 2022 году изменены сроки уплаты налогов на упрощенной системе налогообложения (постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 512).

Или необходимо изменение законодательства в части принудительной лицензии.

Отрасли, которые не были признаны пострадавшими от ковид, но испытывают последствия от воздействия санкций.

Например, страховые компании.

В настоящее время действующее законодательство содержит в себе обязательное требование к Страховщикам об осуществлении выплаты страхового возмещения потерпевшим - собственникам легковых ТС в виде организации и оплаты восстановительного ремонта на СТОА по направлению Страховщика  (ст.12 п. 15.1), при этом расчет стоимости ремонта ведется согласно Единой Методике расчетов, утвержденной ЦБ РФ. В связи с введением санкций, разрушением логистических цепочек произошло резкое повышение стоимости запасных частей, иногда невозможна их поставка вообще либо в сроки, установленные законом (срок ремонта 30 рабочих дней по ОСАГО). По этой причине основная масса автосервисов отказывается от проведения ремонта ТС потерпевших по направлениям Страховщиков, тем более по тем ценам, которые предлагает Единая Методика расчетов. Страховщики не имеют возможности  выполнить свои обязательства перед потерпевшими по причинам, независящим от самих Страховщиков, а за неисполнение решения суда со страховых компаний взыскивается астрент - судебная неустойка за неисполнение решения в размере 1% от суммы неисполненного требования.

Таким образом, по причине введенных санкций Страховщики не имеют возможности исполнить свои обязательства перед потерпевшими по независящим от них обстоятельствам и несут при этом финансовую ответственность в виде штрафных санкций и неустоек, которые при неисполнении решения суда не ограничены суммой согласно закону.

Все это ведет к нестабильности в реализации Закона «Об ОСАГО», росту тарифов в связи с повышением уровня убыточности страховых компаний в рамках договоров ОСАГО и требует внесения изменений в действующее законодательство и корреляции судебных решений в соответствии с имеющимися реалиями,   предполагает принятие  мер по укреплению платежеспособности страховщиков, начатой Федеральным законом от 01.04.2022 №81-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как следствие, восприятие бизнесом региона действующих мер поддержки.

  1. Это выборочное оказание помощи, сохранение ОКВЭД-ной системы померам поддержки (пример по переносу сроков уплаты УСН) или как по маркировке - приостановления действия только по определенной группе товаров - молоку и воде. Выпадение из правового регулирования самозанятых и предпринимателей, находящихся на патенте.
  2. По отдельным мерам поддержки. Например, меры поддержки вбанковской сфере. 44,8% респондентов, участвующих во втором апрельском опросе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Титова Бориса Юрьевича отметили обострение дефицита оборотных средств и кассовые разрывы.

Большая часть жалоб МСП касается невозможности получения кредита под 15% (постановление Правительства РФ от 30.12.2018 №1764). Часть предпринимателей считают процентную ставку завышенной. Основаниями для отказа являются:

Стоит отметить, что предприниматели не активно пользуются «кредитными каникулами», так как по окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода.

Таким образом, проблема с недостатком финансирования не устранена, что в текущей ситуации также связано с риском неисполнения национальных проектов по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Банки региона отказывают в контрактации, указывая на высокие риски. Пример жалобы был заслушан мной на совместном приеме с прокурором Владимирской области.

Много уже было сказано о мерах поддержки, которые здесь прозвучали. Я безусловно поддерживаю инициативы, хотелось бы остановиться на двух основных моментах, которые важны для предпринимателей Владимирской области.

Это налоги и проверки.

Налоги.

Если говорить о налогах, то речь идёт не только о предоставлении льгот по упрощенной системе налогообложения и другим налогам, но и о возможности реализации на практике отсрочки по налогам. В настоящий момент статья 64 Налогового кодекса РФ в части предоставления отсрочки и рассрочки практически не действует. Вместе с тем многие субъекты предпринимательской деятельности региона и других областей испытывают проблемы с своевременностью уплаты налогов, но не обращаются в налоговые органы с соответствующим заявлением, полагая что получат отказ.

Выходом может являться автоматическая отсрочка для  всех -но с определенными параметрами.

Во-первых, лимит отсрочки. Можно поставить его в зависимость от налогов, уплаченных за несколько лет до того. Например, в 10% от налогов за предыдущие 5 лет (то есть усредненно - половина платежей за год). Налогоплательщик уже доказал свою дисциплину, и государство в кризис вполне может расширить степень доверия к нему.

Во-вторых, сроки и проценты. Мы предложили так: первоначальная отсрочка по налогу предоставляется на полгода, в течение этого срока проценты не начисляются и не уплачиваются. Затем рассрочка на полгода с процентами в размере 1/2 ставки ЦБ. После погашения задолженности налогоплательщик имеет право претендовать на отсрочку в упрощенном порядке второй раз - также на полгода, но сразу с процентами в 1/2 ставки ЦБ.

Что касается залогов и банковских гарантий - оставить только в случаях, когда на отсрочку претендует налогоплательщик, находящийся в процедуре реорганизации, ликвидации или банкротства.

Второй блок обращения связан с проверками бизнеса. Безусловно практически все контрольно-надзорные органы выполняют условия постановления Правительства РФ №336 в части моратория. Вместе с тем ситуация в муниципальных образованиях крайне отличается: идут рядовые проверки бизнеса, связанные как с несоблюдением субъектами МСП законодательства о рекламе, о защите прав потребителей в части размещения вывесок и табличек о режиме работы, так и по другим основаниям, по благоустройству, в частности,  уборке прилегающей территории. Проблемы правоприменения, связанные, в первую очередь, с несовершенством 248 и 131 Федеральных законов.

         Это далеко не полный перечень вопросов. Как региональный уполномоченный  регулярно отправляю предложения по необходимым мерам поддержки бизнеса, в том числе:

  1. Так, регион может в соответствии с  Федеральным законом от 09.03.2022
     №52-ФЗ рассмотреть вопрос о продлении сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в 2022 году:

- авансовый платеж по единому  сельскохозяйственному налогу за 1 полугодие 2022 год - на 6 месяцев;

-  авансовый платеж за первый и второй кварталы 2022 года, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 6 месяцев;

- налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на I и II кварталы 2022 года, - на 4 месяца.

Аналогичные нормативные правовые акты приняты в субъектах Российской Федерации (например, постановление Правительства Ивановской области от 19.04.2022№183-п).

  1. Отмена антиковидных ограничений- соблюдение юридическими лицами и ИП региона требований Роспотребнадзора об обязательной вакцинации и ответственности с этим связанной.
  2. Работа с муниципалитетами по вопросу развития нестационарных торговых объектов, прежде всего, для реализации фермерских товаров.

На федеральном уровне:

По проекту постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации №88312-8 «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономики»:

  1. Пунктом 1 проекта постановления предусмотрено освобождение отнаказания граждан Российской Федерации, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, перечень которых приведен в указанном пункте. Предлагается исключить словосочетание «к лишению свободы» и распространить действие акта об амнистии и в отношении граждан Российской Федерации, впервые осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, перечень которых приведен в указанном пункте.
  2. Предлагается дополнить перечень преступлений, приведенный в пункте 1 проекта постановления, и рассмотреть вопрос о распространении акта об амнистии:

- на лиц, совершивших или осужденных за иные преступления, перечисленные в части 1.1 статье 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, например, частями 1 и 2 статьи 1591 (мошенничество в сфере кредитования), частями 1 и 2 статьи 1595 (мошенничество в сфере страхования) Уголовного кодекса Российской Федерации;

- на лиц, совершивших или осужденных за иные преступления, например, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 146 (нарушение авторских и смежных прав), частями 1-3 статьи 272 (неправомерный доступ к компьютерной информации) Уголовного кодекса Российской Федерации, что представляется актуальным в связи с введением санкций и ограничений со стороны США и ряда недружественных государств, незаконными действиями ряда правообладателей, покинувших рынок Российской Федерации без исполнения договорных обязательств перед контрагентами.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 27 УПК РФ прекращение уголовного преследования по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 указанной статьи, то есть вследствие акта об амнистии, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. При этом согласие потерпевшего или его представителя на прекращение уголовного преследования по указанному основанию не требуется. При этом вступившие в законную силу приговор илипостановление суда в отличие от постановления органа дознания или органа предварительного следствия о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Учитывая, что статус потерпевшего по уголовному делу помимо физических и иных лиц могут иметь и субъекты предпринимательской деятельности, представляется целесообразным учесть позицию предпринимателей по проекту предлагаемого правового регулирования амнистии.

И самое важное - надо сохранять диалог бизнеса и власти. Так, например, в Кемеровской области рабочая группа предпринимателей «Открытый диалог» регулярно встречается с Губернатором (не реже раза в месяц). Рабочая группа «Открытый диалог» включает в себя представителей малого и среднего бизнеса из различных отраслей, общественных и бизнес-объединений, уполномоченного, депутатов, чиновников, что обеспечивает оперативную обратную связь. На встречах предлагают меры поддержки, в том числе налоговые льготы, предложения входят в перечень поручений Губернатора и отрабатываются профильными подразделениями администрации.

 

Дата публикации: 27.04.2022 г.

Свежие новости: