Проблемы регионального бизнеса, являются отражением проблем всего российского бизнеса
Проблемы регионального бизнеса, являются отражением проблем всего российского бизнеса, которые активно обсуждались на Президиуме Правления ТПП РФ в декабре 2013 года. Так, в частности, на нём отмечалось, что устойчивое развитие предпринимательства требует от государства незамедлительных действий по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, устранения системных проблем. Выявление таких проблем и выработка предложений по их решению является важнейшей задачей ТПП и её региональных структур.
По результатам экспертного обобщения существующих системных проблем, требующих оперативного решения наиболее актуальными являются следующие:
1.Необходимость снижения фискальной нагрузки на бизнес, дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Представляется целесообразным освободить от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей впервые прошедших государственную регистрацию, после самостоятельного выбора ими любого режима налогообложения, предусмотренного Налоговым кодексом РФ и в течение 2-х лет со дня регистрации не уплачивать налоги, предусмотренные выбранным налоговым режимом. Данную практику возможно распространить на предпринимателей, занятых в реальном секторе экономике, и прежде всего в производственной и сельскохозяйственной сферах. В дальнейшем при анализе механизма реализации данной инициативы рассмотреть возможность внедрения её для МСП других организационно-правовых форм.
Основной причиной невысокой популярности патента среди предпринимателей является то обстоятельство, что предусмотренные патентной системой виды деятельности схожи с видами деятельности при применении единого налога на вменённый доход. Предприниматель зачастую выбирает его, так как он дифференцирован по территориальному признаку, что позволяет учесть особенности деятельности в разных территориях. Таким образом, патентная система налогообложения требует совершенствования в части дифференциации стоимости патента по территориальному признаку и возможности уменьшения минимального размера потенциально возможного дохода
2.Высокая стоимость энергоресурсов для бизнеса (подключение к электросетям, высокие тарифные ставки для предприятий малого бизнеса, необоснованный
рост тарифов в целом).
Предложения по пересмотру отдельных положений механизма ценообразования на розничных рынках электрической энергии включают:
- отмену требования обязательного перевода потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВа в третью-шестую ценовые категории;
- предоставление им права производить расчёты за электрическую энергию по тарифам первой и второй ценовой категорий;
- фиксацию коэффициента оплаты мощности для первой ценовой категории на уровне, который будет стимулировать постепенный переход на третью-шестую ценовые категории
По имеющейся информации указанные предложения направлены в адрес Правительства РФ с целью недопущения роста издержек и снижения конкурентоспособности отечественного бизнеса.
3. Одним из основных препятствий для открытия и развития бизнеса является «низкая доступность финансовых ресурсов», выражающаяся в завышенных ставках по кредитам, а также невозможность предоставить необходимый залог или гарантии.
Последнее особенно характерно для малых инновационных компаний, как правило, не имеющих залогового обеспечения. Решением проблемы может быть использование интеллектуальной собственности подобных компаний в качестве залога, предоставляемого коммерческим банкам для получения кредитных ресурсов.
Кроме этого, необходимо совершенствование законодательства в целях расширения банковского кредитования субъектов МСП, обеспечение доступности кредитных инструментов за счёт использования средств Фонда национального благосостояния, создание Федерального гарантийного фонда, более активное участие структур, выражающих интересы бизнес-сообщества в совершенствовании механизма предоставления государственной поддержки.
4. Проблемы малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, в которой задействовано наибольшее количество микро-и малых предпринимателей, связаны с доминированием на рынке крупных федеральных торговых сетей, отсутствием прозрачной процедуры пролонгации договоров аренды, в том числе земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, регулярное изменение условий работы). Предпринимательство в сфере торговли это наиболее простой, с точки зрения организации и финансовых вложений бизнес. Однако именно эти предприниматели чаще всего сталкиваются со злоупотреблениями отдельных представителей власти, правовым нигилизмом.
5.Низкая информированность предпринимателей об участии в государственном и муниципальном заказе в связи с переходом на федеральную контрактную систему (Федеральный закон от 5.04.2013 г. №44-ФЗ).
В настоящее время проходит стадию общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства, в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц. В проекте имеется ряд спорных моментов, которые могут стать препятствием, ограничивающим участие в госзаказе субъектов МСП. Так, в частности, в соответствии с проектом Постановления по согласованию с заказчиком поставщик вправе осуществить замену исполнителя субподрядного договора первого уровня – субъекта МСП при условии сохранения цены указанного договора. При этом отсутствуют какие-либо критерии, являющиеся основанием для подобной замены исполнителя, а также отсутствуют процедуры такой замены. В этой связи существует угроза, что субъекты МСП могут быть исключены из схемы закупок без объяснения причин. Этим же проектом указывается обязанность заказчика осуществлять закупку товаров, работ и услуг у субъектов МСП в том случае, если они включены в перечень, утверждённый самим заказчиком. При этом также отсутствуют критерии и сроки утверждения такого перечня. Поэтому представляется целесообразным вообще исключить из проекта постановления положения, касающиеся формирования и утверждения заказчиком перечня товаров, работ и услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП, либо предусмотреть положения о едином перечне, утверждённом Правительством Российской Федерации.
Очевидна необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере поддержки МСП на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, в том числе в сфере доступности государственного и муниципального имущества.
Дата публикации: 27.01.2014 г.