Правовые новости от юридической службы ВО ОПОРА РОССИИ
Юридической службой ВО ОПОРА России подготовлен очередной обзор по наиболее актуальным вопросам изменения законодательства РФ. Направляем Вам для ознакомления и применения.
По вопросам юридической консультации обращаться по тел. 53-36-75 либо по адресу эл. почты opora33@gmail.com
Федеральный закон от 18.06.2017 N 125-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
При работе на условиях неполного рабочего времени работнику может устанавливаться одновременно и неполный рабочий день, и неполная рабочая неделя
В рамках реализации мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР (их отдельных положений) в законодательство Российской Федерации внесены уточнения в ряд статей Трудового кодекса РФ, касающиеся, в том числе, работы на условиях неполного рабочего времени и оплаты работы сверх нормы рабочего времени.
Так, новая редакция статьи 93 ТК РФ предусматривает, помимо указанного выше, также, в частности, обязанность работодателя в определенных ТК РФ случаях установить для работника неполное рабочее время на удобный для него срок (но не более чем на период наличия соответствующих обстоятельств). При этом режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.
В случае работы на условиях неполного рабочего времени ненормированный рабочий день может устанавливаться работнику, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
Также уточняется порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Внесено дополнение, согласно которому оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день.
В случае если на такой день приходится часть рабочей смены, то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
Проект Приказа Минприроды России "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды России"
Минприроды России предлагает субъектам малого и среднего предпринимательства представлять отчеты по отходам по месту нахождения подлежащих экологическому надзору объектов
Согласно проекту отчетность будет представляться в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на которых в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности субъектов МСП образуются отходы.
Проектом также предусматривается, что в случае наличия у субъекта МСП обособленных подразделений, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, расположенных на территории одного или нескольких субъектов РФ, отчетность будет составляться отдельно для каждого обособленного подразделения. При этом по усмотрению субъекта МСП допускается составление единой отчетности для обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта РФ.
Предлагается разрешить предоставлять отчетность в электронном виде (без предоставления ее экземпляра на бумажном носителе), а также корректируется перечень сведений и информации, включаемых в отчетность.
Проектом признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
Письмо ФНС России от 15.06.2017 N СД-4-3/11331@ "О направлении письма Минфина России от 08.06.2017 N 03-11-09/35718"
Минфин России разъяснил, как определить размер доходов ИП, применяющего ПСН и УСН для целей применения ПСН
В налоговые органы направлено письмо Минфина России, в котором разъяснено следующее.
Налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН, если с начала календарного года его доходы превысили 60 млн. рублей.
В письме сообщается, что в случае, если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения установленного ограничения, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-15-05/36277
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают страховые взносы на ОПС с суммы фактически полученного дохода без учета расходов
Вывод Минфина России основан на положениях подпункта 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ, согласно которым в целях исчисления страховых взносов в фиксированном размере для плательщиков, применяющих УСН, доход определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, т.е. исходя из доходов, упомянутых в пунктах 1 и 2 статьи 248 НК РФ, без учета расходов.
Также в письме сообщается об определении Верховного Суда РФ (по-видимому, речь идет об Определении от 13.06.2017 N 306-КГ17-423 по делу N А12-23593/2016).
Отмечено, что данное определение принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшим до 1 января 2017 года.
Юрлиц предлагают штрафовать до 1 млн руб. за розничную интернет-торговлю алкоголем
Минимальный штраф за продажу спиртного дистанционным способом - 500 тыс. руб., говорится в проекте.
Сейчас за подобное наказывают как за нарушение правил розничной продажи алкоголя: штраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Предусмотрена и возможность конфискации продукции, чего в проекте нет.
Документ: Проект Федерального закона N 202184-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=202184-7)
Внесен в Госдуму 19 июня 2017 года
Письмо Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32430
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов может повлечь ответственность плательщика страховых взносов по статье 120 НК РФ
Соответствующее основание для привлечения к ответственности предусмотрено новой редакцией данной статьи, действующей с 1 января 2017 года.
В письме отмечено, что на основании пункта 3 статьи 120 НК РФ занижение базы для исчисления страховых взносов вследствие грубого нарушения правил учета влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее сорока тысяч рублей.
Отмена допусков СРО в сфере строительства с 1 июля 2017 года
С 1 июля вступают в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. Данные изменения должны учесть и заказчики по Закону N 44-ФЗ
- допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, уходят в прошлое. С 1 июля эти допуски не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок. В отношении субподрядчиков законодатель сделал уточнение: им допуски не нужны уже с 18 июня;
- участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
- участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Есть два исключения.
Первое - такое же, как для проектно-изыскательских работ (касается только унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием).
Второе предусмотрено для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.;
- субподрядчики состоять в СРО не обязаны (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ);
- член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;
- СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Минфин России предлагает внедрить практику уступки денежного требования (факторинг) при осуществлении закупок субъектами малого и среднего предпринимательства
Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предлагается дополнить положением, согласно которому участник закупки, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства, с которым по результатам торгов или иных предусмотренных положением о закупке заказчика способов закупки заключен договор, после надлежащего исполнения своих обязательств по договору вправе уступать свои права денежного требования к заказчику за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, вытекающие из заключенного договора.
К правоотношениям сторон при уступке денежных требований применяются нормы главы 43 ГК РФ, за исключением случаев уступки права денежного требования, которое возникнет в будущем.
Заказчик вправе будет устанавливать в положении о закупке, а также в документации о закупке порядок и случаи уступки права денежного требования, которое возникнет в будущем.
<Письмо> Минфина России N 24-04-01/ВН-28711, ФАС России N РП/43555/17 от 28.06.2017
"О позиции Минфина России и ФАС России по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности"
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены здания, принадлежащие заказчику на праве собственности, заключается без применения конкурентных способов определения поставщика
По мнению Минфина России и ФАС России, в связи с тем, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности, заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного управления, оперативного управления, без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В этом случае при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта. Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Письмо Минфина России от 20.06.2017 N 24-02-06/38404
Нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательного условия о привлечении СМП, СОНО к соисполнению госконтракта влечет применение к нему мер гражданско-правовой ответственности
Согласно Закону о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства (СМП), или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Подтверждением надлежащего выполнения требования о привлечении к исполнению контракта СМП, СОНО может являться договор с поставщиком товара (субподрядчиком, соисполнителем) из числа соответствующих экономических субъектов.
При этом неисполнение обязанности по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО не может являться основанием для расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Минфин России обращает внимание на положения Закона о контрактной системе, согласно которым в контракты, предусматривающие обязанность привлечения СМП, СОНО, также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение данного условия.
Письмо ФНС России от 24.05.2017 N БС-4-11/9763
ФНС России сообщила о применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в случае отсутствия результатов специальной оценки условий труда
С 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы, а вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе по дополнительным тарифам, регулируются положениями НК РФ.
На основании пункта 3 статьи 428 НК РФ дополнительные тарифы применяются в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда.
ФНС России сообщает, что если работник занят на таких видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда.
В случае отсутствия результатов проведения специальной оценки условий труда вновь созданных рабочих мест на выплаты работникам страховые взносы начисляются по дополнительному тарифу, предусмотренному пунктом 1 статьи 428 НК РФ, в размере 9%.
Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
В случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств по госконтракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения
Верховным Судом РФ проанализированы материалы судебной практики по следующим вопросам:
заключение, исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта;
поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта;
обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта);
ответственность за нарушение государственного (муниципального) контракта;
контроль в сфере закупок.
В обзоре содержатся следующие правовые позиции, в частности:
· по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;
· при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг;
· стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом;
· представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта;
· нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков;
· заказчик вправе оспорить в суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
Дата публикации: 04.07.2017 г.