Заседание общественного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области
Начало мероприятия: 24 Jul. 2017 г. 10:00
Выступление уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области
на заседании общественного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области по вопросу:
«О решении актуальных вопросов в сфере контрольно-надзорной деятельности с целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе»
г. Владимир 24.07.2017
Хочу напомнить, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области и его аппарат руководствуются в своей деятельности:
- Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»;
- Законом Владимирской области от 25.06.2013 № 72-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей во Владимирской области»
Приоритетной задачей аппарата Уполномоченного является содействие соблюдению прав и законных интересов предпринимателей на территории Владимирской области.
В качестве основного источника информации о нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности служат их обращения, поступающие в адрес Уполномоченного.
Всего за период существования института в нашем регионе (с 11.02.2014 по 30.06.2017) к Уполномоченному поступило 2235 обращений, в том числе 1602 письменных, из которых 1519 разрешено.
Обращения касались различных вопросов, в том числе связанных с:
- оспариванием кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства;
- отзывом лицензии у банка;
- отказом муниципальных образований в оформлении договорных отношений на нестационарные торговые объекты;
- нарушениями при проведении проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- привлечением к административной ответственности и др.
Среди проблем, с которыми обращаются предприниматели в текущем году, стоит выделить обращения, связанные:
- с отказом лицензирующего органа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;
- с кадастровой оценкой земли и объектов капитального строительства;
- с переходом на новый порядок применения ККТ (онлайн-кассы).
В сфере контрольно-надзорной деятельности актуальным для бизнеса до недавнего времени стоял вопрос об излишнем давлении, связанном с частотой проверочных мероприятий надзорных органов, в том числе порой дублирующих друг друга.
Нельзя не отметить тот факт, о чем уже неоднократно говорилось со многих трибун Губернатором Светланой Юрьевной Орловой, что в последнее время в значительной степени сократилось число проверок субъектов предпринимательской деятельности в нашем регионе, и, соответственно, число жалоб со стороны предпринимателей.
Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса: «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в РФ», который третий год проводится в Российской Федерации по заказу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Цель опроса, который был проведен в феврале – марте текущего года в 60 субъектах Российской Федерации, оценить влияние административной среды на развитие малого и среднего бизнеса в России. Опрашивались собственники и руководители высшего звена (директора и их заместители) компаний в сферах промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и услуг и др.
Во Владимирской области 99,7 % опрошенных бизнесменов отнесли свои предприятия к категории малого бизнеса, остальные – к категории среднего. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
На первый вопрос: «Сколько проверок было проведено в Вашей компании в 2016 году?»
|
2015 год % |
2016 год % |
2016 год % |
|
Владимирская область |
В среднем по РФ |
|
0 |
20,0 |
48,1 |
37,5 |
от 1 до 3 |
62,0 |
40,9 |
40,3 |
от 4 до 6 |
14,0 |
5,5 |
13,5 |
от 7 до 10 |
2,0 |
5,5 |
4,1 |
более 10 |
2,0 |
0 |
4,6 |
Данные опроса свидетельствуют о сбалансированности контрольно-надзорной деятельности в нашем регионе, повышении эффективности деятельности органов прокуратуры по координации проводимых мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также об обязательности согласования любой внеплановой проверки с органами прокуратуры.
Второй вопрос: «Оцените, пожалуйста, объем общей административной нагрузки на Ваш бизнес (налоги и иные обязательные платежи государству; затраты на подключение к коммунальным, а также ограниченным ресурсам; на содержание избыточного непроизводительного оборудования, помещений и персонала; на составление налоговой, кадровой и технической отчетности; на получение разрешений/согласований; на проведение проверок)?».
|
2015 год % |
2016 год % |
2016 год % |
|
Владимирская область |
В среднем по РФ |
|
менее 3% от выручки |
6,0 |
0,0 |
7,1 |
от 3 до 5% |
12,0 |
27,8 |
12,2 |
от 5 до 10% |
22,0 |
33,3 |
22,5 |
от 10 до 20% |
30,0 |
11,2 |
26,5 |
более 20% |
30,0 |
27,7 |
31,7 |
В среднем по России на предложение оценить объем общей административной нагрузки на бизнес почти каждый третий бизнесмен ответил, что тратит на это более 20% от выручки, и каждый четвертый – от 10 до 20% (Таблица № 1).
Результаты опроса предпринимателей области, показали, что по итогам 2016 года данный показатель имеет тенденцию к снижению.
Менее трети респондентов оценили объем общей административной нагрузки на бизнес более 20%. Почти в три раза по сравнению с 2015 годом сократилось количество предпринимателей, расходующих на административную нагрузку от 10 до 20% своей выручки. Уменьшилось суммарно с 60% до 38,9% число предпринимателей, у которых объем административной нагрузки превышает 10% их выручки.
И третий вопрос: «Каким, по Вашему мнению, должен быть максимальный объем административной нагрузки?»
|
2015 год % |
2016 год % |
2016 год % |
|
Владимирская область |
В среднем по РФ |
|
менее 3 % от выручки |
14,0 |
69,2 |
42,0 |
от 3 до 5% |
46,0 |
25.8 |
31,3 |
от 5 до 10% |
24,0 |
2,9 |
19,7 |
от 10 до 20% |
16,0 |
2,1 |
6,1 |
более 20% |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
Результаты опроса предпринимателей в регионе указывают на то, что значительно выросло число респондентов (69,2%), считающих, что максимальный объем административной нагрузки должен составлять менее 3% от выручки.
В целом приведенные выше данные свидетельствуют об улучшении административного климата в регионе и снижении давления на бизнес, что явилось следствием принятия органами государственной власти области комплекса соответствующих мер. В частности, Постановлением администрации Владимирской области от 27.06.2016 № 550 «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ДРУГИХ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА 2017 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ» приняты ряд значительных изменений в действующее областное законодательство:
1) перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, расширен до 63, из них в сферах: оказания услуг общественного питания; предоставления услуг по перегонке, выпасу скота; переработки и консервирования фруктов и овощей; оказания услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных и других;
2) введены для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения в виде установления нулевой налоговой ставки на два налоговых периода (календарных года) при условии, что такие предприниматели осуществляют деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах и в сфере бытовых услуг;
3) снижена ставка с 6% до 4% по упрощенной системе налогообложения в виде доходов для организаций и индивидуальных предпринимателей.
С объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, снижены ставки по следующим видам деятельности: сельское хозяйство, научные исследования и разработки, разработки компьютерного и программного обеспечения - с 15% до 5%; обрабатывающее производство, водоснабжение, здравоохранение и образование, культура и спорт, профессиональная и техническая деятельность - с 15% до 10%; предоставление социальных услуг - с 15% до 8%;
4) приняты 2 закона области, касающиеся оказания государственной поддержки организаций-инвесторов.
Организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории области, установлены дифференцированные налоговые ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в зависимости от категории инвестиционного проекта и объема инвестиций.
Изменение ситуации происходит и благодаря Реформе контрольной и надзорной деятельности, которая осуществляется в федеральных контрольно-надзорных ведомствах.
В течение 2017 года Уполномоченный принял участие в публичных обсуждениях правоприменительной практики при организации и проведении государственного контроля и надзора контрольно-надзорными органами региона, целью которых является минимизация давления со стороны надзорных органов на бизнес-сообщество. Слушания были организованы региональными управлениями МЧС, Роструда, Росприроднадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора, УФАС, Росздравнадзора.
Хотелось бы отдельно отметить работу МЧС России. В течение последних министерство лет шаг за шагом упрощает процедуру инспекторских проверок, делая ее прозрачней, понятней и доступней для бизнес-сообщества, тем самым стремится к созданию благоприятных условий для ведения успешной экономической деятельности малого и среднего предпринимательства, проводит плановую работу по оказанию помощи и поддержке предпринимателей.
Подписание Соглашения о сотрудничестве МЧС и Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, и соответственно аналогичных соглашений в регионах, не исключая нашу область, позволило использовать все имеющиеся у сторон правовые, информационные, научные, аналитические, методические и организационные ресурсы при планировании и реализации совместных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений прав предпринимателей в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В рамках этого Соглашения, на мой взгляд, было налажено тесное и продуктивное взаимодействие по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства, которое осуществляется и по сей день.
В течение 2016 – 2017 годов к Уполномоченному было всего 2 обращения по вопросам, подведомственным МЧС: ООО «АудитСервисОптимум по вопросу отбора компаний для обслуживания противопожарных систем на предприятии ООО «Нестле Россия» филиал в Вязниковском районе Владимирской области и ООО УК «Чистый город» по вопросу использования объекта двойного назначения. Заявителям даны соответствующие консультации.
На наш взгляд незначительное количество заявлений является свидетельством активного применения органами Госпожнадзора МЧС, являющегося одним из 5 участников (МЧС, Ростехнадзор, Роструд, Роспотребнадзор, ФНС) Пилотного проекта по внедрению обновленной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Также хотелось отметить положительную динамику работы аппарата Уполномоченного и Государственной инспекции труда во Владимирской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области.
Безусловно такой подход не только позволяет оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы, задействованные при осуществлении государственного контроля (надзора), но и способствует снижению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как отмечалось в ходе селекторного совещания от 05.07.2017 «О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» под руководством председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, должен измениться сам принцип проверок, которые при выявлении нарушения будут нацелены не на наказание, а на профилактику нарушения, и все плановые проверки должны проводиться исходя из того, относится то или иное предприятие к разряду «рисковых» или нет.
Выше я уже говорил, что основным источником информации о нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности служат их обращения, поступающие в адрес Уполномоченного.
Анализ жалоб показывает, что их порой порождает затягивание процесса принятия мер по расследованию преступлений в отношении предпринимателей, которые стали жертвами преступных посягательств, в результате чего их бизнес страдает, или вообще может быть ликвидирован.
Приведу пример: 05.12.2016 года индивидуальный предприниматель Сенатрусова Алена Ивановна обратилась в аппарат Уполномоченного по вопросу кражи имущества из принадлежащего ей магазина. Следственным отделом отдела внутренних дел по Александровскому району 09.10.2016 по факту кражи возбуждено уголовное дело №12511. Следствие по делу приостановлено 14 апреля текущего года по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ – в связи с отсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Ранее, 20 сентября 2016 года, ИП Сенатрусова А.И. обращалась с заявлением о причинении ущерба при реконструкции здания, где размещался магазин, но до 27.04.2017 года, как сообщено в письме начальника следственного управления УМВД России по Владимирской области А.П. Никифорова от 27.04.2017, доследственная проверка продолжается. 11.04.2017 Уполномоченный провел совместную встречу в УМВД между заместителем начальника УМВД России по Владимирской области Хомяковым Игорем Александровичем и предпринимателем. По результатам встречи данное дело взято на контроль начальника УМВД по Владимирской области. До настоящего времени заявитель не уведомлен о ходе рассмотрения уголовного дела и до следственной проверки.
Похожая ситуация с ИП Гусевым С.С., который в 2016 году обратился в ОМВД России по Меленковскому району в связи с причинением материального ущерба, и ему отказали в возбуждении уголовного дела. Только благодаря вмешательству прокурора Меленковского района после обращения Уполномоченного о фактах нарушения прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности следственным отделом ОМВД России по Меленковскому району в апреле текущего года было возбуждено уголовное дело № 31119 по ч.2 ст. 159 УК РФ. Ход и результаты расследования уголовного дела находятся на контроле прокуратуры района.
На последнем заседании коллегии областной прокуратуры Игорь Станиславович Пантюшин отмечал, что в Российской Федерации, и Владимирская область не является исключением, «складывается порочная практика проведения совместных гласных оперативных мероприятий», то есть таких, в которых представители силовых структур и контролирующих органов по надуманным поводам, с многочисленными нарушениями процессуальных норм, изымают на предприятиях финансовую документацию, что приводит к остановке производственных процессов. В рамках соглашения Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области и Прокурора Владимирской области о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от 29 марта 2016 года хочу обратиться к Игорю Станиславовичу с просьбой приглашать Уполномоченного по защите прав предпринимателей во Владимирской области на заседания коллегии Прокуратуры Владимирской области.
В работе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова находится жалоба ОАО «Владалко» на противоправные действия сотрудников налоговых органов и Управления экономической безопасности и противодействия коррупции при проведении проверок. Как указано в жалобе, начиная с 30 сентября 2016 года и по настоящее время Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 10 по Владимирской области проводится выездная налоговая проверка. В июне 2017 года произведена выемка документов, обыски и личные досмотры сотрудников предприятия с участием сотрудников налоговой инспекции и УМВД России по Владимирской области.
В результате изъятия документов, предприятие было лишено возможности работать в полную мощность. Действиями сотрудников налогового органа и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Владимирской области нанесен финансовый ущерб предприятию, т.к. были сорваны отгрузки продукции, тем самым нарушены условия поставок по договорам. Действия сотрудников налоговых органов ставят под сомнения благонадежность ОАО «Владалко» перед кредитными организациями.
В рамках рассмотрения дела со стороны регионального Уполномоченного проведены встречи с генеральным директором ОАО «Владалко», первым заместителем губернатора области А.В. Конышевым, исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы Владимирской области, 12.07.2017 направлен соответствующий запрос в Управление Федеральной налоговой службы.14.07.2017 получен ответ о том, что проверка находится в стадии проведения, выводы в настоящее время отсутствуют. На 24.06.2017 проверяющие на заводе отсутствуют, ждем результатов проверки. Дело открыто, работа продолжается.
Кроме того, на контроле у Уполномоченного находится жалоба ООО «ВКВ», рассматриваемая аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ.
Должен отметить, что не всегда предприниматели адекватно оценивают действия контрольно-надзорных ведомств, и, обращаясь за помощью, пытаются представить происходящее как «наезд» на бизнес.
В апреле текущего года Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей поступила жалоба ООО «САГА-ГАЗ» (Петушинский р-н) на внеплановую проверку Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Ростехнадзор». В рамках рассмотрения дела направлены запросы в прокуратуру Владимирской области и в «Ростехнадзор» – нарушения не выявлены.
29.04.2016 года подписано соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным и Управлением федеральной службы судебных приставов по Владимирской области. В рамках соглашения выстраивается взаимодействие, остается только улучшить эффективность работы службы судебных приставов. В аппарате Уполномоченного находятся на рассмотрении жалобы на неисполнение приставами решений судебных органов и как следствие затягивание исполнительных производств (ИП Боровков С.А.). Так возникают проблемы с приставами Московской области, которые не представляют ответы в установленные законом сроки (ООО «ВладЭнергоСтрой).
В ходе рабочей поездки в Петушинский район Губернатором Светланой Юрьевной Орловой поручено Уполномоченному взять дело об умышленном поджоге ресторанного комплекса «Сказка» на контроль. Состоялась встреча с собственником бизнеса Кондрашиным Виктором Федоровичем (ООО «Викон»), дано соответствующее поручение общественному помощнику Уполномоченного по Петушинскому району. 24.07.2017 подготовлен и направлен запрос в Следственное управление Следственного комитета РФ по Владимирской области.
Заканчивая выступление обращаюсь к руководителям контрольно-надзорных органов региона с предложением активнее осуществлять межведомственное взаимодействие в вопросах соблюдения прав и законных интересов предпринимателей на территории Владимирской области, создания благоприятных условий для осуществления законной предпринимательской деятельности.
И своей задачей вижу: содействовать улучшению делового климата во Владимирской области.
Дата публикации: 22.07.2017 г.